Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Киргизские «Боинги» опасно эксплуатировать?

25.08.2008 14:26 msk, Фергана.Ру

Кыргызстан Разное
Киргизские «Боинги» опасно эксплуатировать?

Самолеты Боинг 737-200, что сегодня эксплуатируются в Кыргызстане, должны давно находиться на свалке. Таково мнение одного из сотрудников технической службы бишкекского аэропорта «Манас», где накануне вечером потерпел крушение авиалайнер компании «Итек Эйр». Из девяноста человек, находившихся на борту, выжили лишь двадцать два. По мнению эксперта, авария произошла из-за отказа двигателя, что «на киргизских «Боингах» происходит регулярно».

Напомним, 24 августа в 20.43 по местному времени (17.30 мск) недалеко от бишкекского международного аэропорта «Манас» в селе Жаны-Джер Сокулукского района Чуйской области Кыргызстана потерпел крушение самолет «Боинг-737», принадлежавший киргизской авиакомпании «Итек Эйр» и выполнявший чартерный рейс Бишкек-Тегеран.

На борту самолета находились восемьдесят три пассажира, шесть членов экипажа и представитель иранской авиакомпании «Аsserman air», арендовавшей борт. По информации пресс-службы правительства, из общего числа пассажиров 24 - граждане Кыргызстана, 52 - Ирана, 3 – Казахстана, 2 - Канады, по одному гражданину Турции и Китая. Самолет летел под управлением экипажа киргизской авиакомпании.

С потерпевшего крушение самолета сняты бортовые самописцы - так называемые «черные ящики», они будут отправлены для расшифровки в Москву. 25 августа из столицы России в Бишкек прибыли три специалиста, представляющие международный авиационный комитет.

Как сообщил на сегодняшней пресс-конференции глава Министерства по чрезвычайным происшествиям Кыргызстана Камчыбек Ташиев, с места катастрофы было вывезено шестьдесят пять трупных мешков, двадцать два человека госпитализированы, судьба троих пассажиров остается неизвестной. Позже пресс-служба министерства здравоохранения Киргизии уточнила, что патологоанатомы приняли шестьдесят шесть тел с места катастрофы.

«Авиакатастрофа произошла вследствие разгерметизации салона спустя десять минут после начала полета. Борт запросил разрешение на возвращение в аэропорт «Манас». Получив разрешение, начал разворот, но, не долетев, рухнул», - сообщил, находясь на месте катастрофы, советник президента Кыргызстана Токтокучук Мамытов.

Судя по всему, самолет вначале ударился о землю хвостовой частью. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что выжили те, кто на момент аварии находился в передней части самолета - экипаж корабля и часть пассажиров.

После падения самолета произошло возгорание. Прибывшие на место спасатели и пожарные расчеты начали эвакуацию выживших людей и тушение пожара.

Для расследования причин авиакатастрофы создана специальная правительственная комиссия, ее возглавил премьер-министр Кыргызстана Игорь Чудинов. 25 августа глава правительства проинформировал президента Курманбека Бакиева о случившейся трагедии. 26 августа в Кыргызстане объявлен днем траура по погибшим в авиакатастрофе. Это первая в истории Кыргызстана авиакатастрофа с многочисленными человеческими жертвами.

Генеральная прокуратура Кыргызстана возбудила уголовное дело по факту нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, которые повлекли гибель людей.

Как сообщают медики, на данный момент состояние здоровья пятерых госпитализированных пассажиров потерпевшего крушение самолета крайне тяжелое, состояние одного госпитализированного – критическое.

Так выглядел разбившийся самолет менее чем за месяц до трагедии. Фото ИА «Фергана.Ру»
Так выглядел разбившийся самолет менее чем за месяц до трагедии. Фото ИА «Фергана.Ру»

На фотографии, сделанной в конце июля 2008 года, запечатлен тот самый авиалайнер, который разбился 24 августа. Снимок сделан в московском аэропорту "Домодедово" перед вылетом в Бишкек. Данное фото было использовано нами в качестве иллюстрации к статье «Все авиакомпании Кыргызстана попали в «черный список» Еврокомиссии». Речь в публикации шла о том, что полеты самолетов более двадцати киргизских авиакомпаний в воздушном пространстве Европейского Союза запрещены из-за несоответствий нормам безопасности.

По словам главы департамента гражданской авиации Кыргызстана Алика Аскарова, данный борт «Боинг-737» был выпущен в 1980 году и за двадцать восемь лет эксплуатации успел налетать пятьдесят девять тысяч часов. Авиационный чиновник заверил журналистов, что «техническое состояние самолета соответствовало требованиям».

Однако существует и иной взгляд на проблему изношенности воздушных судов, используемых в Киргизии. Сотрудник технической службы аэропорта «Манас», не разрешивший публиковать его имя, так прокомментировал «Фергане.Ру» авиакатастрофу злополучного «Боинга»:

«Официально никто этого вам не скажет, но в действительности, несмотря на заверения чиновников и руководства авиакомпании, самолеты Боинг 737-200 должны находиться исключительно на свалке. Упавшему самолету было около тридцати лет. В Киргизию он пришел в б\у состоянии, здесь его подремонтировали. Европа и Америка уже давно этой рухлядью не пользуются и запрещают использовать ее в своем небе другим странам. Россия пока использование этих машин в своем воздушном пространстве разрешает».

Наиболее вероятно, по мнению нашего анонимного киргизского эксперта, что авария произошла из-за отказа двигателя. «Это на киргизских “Боингах” происходит регулярно. Если бы мне надо было лететь куда-то на этих самолетах – то я бы пошел пешком», - категорически заключил наш собеседник.

Следует также отметить, что на 737-м «Боинге» отсутствует система аварийного слива топлива. В случае аварии пилот вынужден либо кружить, вырабатывая топливо, либо, если на это нет времени, садиться с перегрузом. Наличие большого количества топлива на борту самолета приводит также к увеличению опасности возникновения сильного пожара после аварийного приземления. Кажется, именно это и произошло при аварийной посадке киргизского самолета.

* * *

Авиакомпания «Итек Эйр»: история создания и деятельность. Справка от РИА Новости.

Эмблема авиакомпании Итек Эйр
Эмблема авиакомпании Итек Эйр
Киргизская авиакомпания «Итек Эйр» (Itek Air) была официально зарегистрирована 16 июня 1999 года. Впервые в истории авиации Кыргызстана руководителем авиакомпании стала женщина - Вера Михайловна Перелыгина.

Первые полеты выполнялись по маршруту Бишкек-Москва, а позже Бишкек-Когалым (Россия), Бишкек-Новосибирск, Бишкек-Стамбул, Бишкек-Урумчи на самолетах Ту-134 и Ту-154. Позднее авиапарк пополнился тремя самолетами «Боинг-737-200», которые выполняют регулярные рейсы по маршрутам Бишкек-Москва-Бишкек, Ош-Москва-Ош, Бишкек-Урумчи-Бишкек.

В 2000 году авиакомпания «Итек Эйр» прошла аккредитацию в IATA (International Air Transport Association - Международная ассоциация воздушного транспорта) и получила буквенный код GI (ГИ) и цифровой код - 420, а также код IKAO – IKA, а в 2001 году стала действительным членом этой организации.

Авиакомпания также является членом Транспортной Клиринговой палаты (ТКП, г.Москва) с правом реализации авиабилетов на рейсы любых авиакомпаний стран СНГ на бланках ТКП.

С 2006 года авиакомпания «Итек Эйр» занимает лидирующее место среди киргизских перевозчиков по количеству перевезенных пассажиров на авиалиниях по маршруту Бишкек-Москва.

В 2007 году авиакомпанией было выполнено свыше 530 рейсов, на которых было перевезено 52.225 пассажиров, 56 тонн груза и две тонны почты.

Базовый аэропорт «Итек Эйр» находится в Бишкеке. Авиакомпания имеет свои представительства в городах Ош (Кыргызстан), Москва, Новосибирск (Россия), Урумчи (Китай).

В 2006 году Европейский союз запретил полеты в небе над двадцатью пятью европейскими странами самолетам «Итек Эйр», а также всем другим двадцати шести авиакомпаниям, зарегистрированным на тот момент в Киргизии. Еврокомиссия считает, что данные авиакомпании работают в условиях, не соответствующих основным требованиям безопасности воздушного движения.