Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Авиакатастрофа в Кыргызстане: Депутат парламента обвиняет чиновников

25.08.2008 19:00 msk, Фергана.Ру

Кыргызстан Интервью

Самолет «Боинг-737» авиакомпании «Итек эйр» потерпел крушение 24 августа 2008 года примерно в 20.40 в районе села Джаны-Джер в Сокулукском районе Чуйской области Кыргызстана. На борту лайнера, вылетевшего в 20.30 из международного аэропорта «Манас» в город Тегеран, находилось 83 пассажира и семь членов экипажа. На момент публикации этой статьи 66 человек погибло, 22 находятся в больницах.

Фотографии с места трагедии можно увидеть в Галерее «Ферганы.Ру», а также на этой странице. Хронология катастрофы размещена на страницах ИА «24.kg». В связи с авиакатастрофой открыта горячая линия. Звонить можно по телефонам в Бишкеке: +996 (312) 69 97 98. +996 (312) 69 30 09

Депутат Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана), владелец авиакомпании «Эсен Эйр» Бегалы Наргозуев обвинил в произошедшей 24 августа авиакатастрофе под Бишкеком Департамент гражданской авиации республики.

«Я выражаю искренние соболезнования всем родным и близким погибших во вчерашней авиакатастрофе. Погибли невинные люди. За их смерть должны нести ответственность чиновники из департамента гражданской авиации (ДГА)», - заявил Бегалы Наргозуев корреспонденту информагентства «Фергана.Ру».

«Мы даже в парламенте поднимали вопрос о безопасности полетов. Кто только об этом не говорил! Все слова и официальные постановления парламента игнорировались министерством транспорта и ДГА», - подчеркнул депутат.

Бегалы Наргозуев напомнил, что все авиакомпании Кыргызстана входят в так называемый «черный список» авиаперевозчиков, которым запрещено совершать рейсы в зону стран-членов Евросоюза. Это произошло потому, что «киргизский ДГА не имеет возможности обеспечить единые правила безопасности полетов согласно Чикагской конвенции, участником которой мы являемся уже лет десять», - заявил Наргозуев.

«ДГА регистрировал авиакомпании, которые не вели хозяйственной деятельности в Кыргызстане, у каждой из них - свои правила обеспечения полетов. Министр транспорта Кыргызстана Нурлан Сулайманов и глава ДГА Алик Аскаров дезинформировали общественность, заявляя о том, что у нас все в порядке. ДГА превратился в частную бизнес-структуру: даешь деньги и тебе разрешают летать», - заявил «Фергане.Ру» владелец авиакомпании «Эсен Эйр».

Кроме того, депутат сообщил, что назначение Алика Аскарова на должность главы ДГА лоббировали именно владельцы авиакомпании «Итек Эйр», которой принадлежал рухнувший вчера под Бишкеком самолет.

«Что мог сделать Алик Аскаров в отношении «Итек Эйр», если на должность главы ДГА его ставили хозяева этой авиакомпании?», - вопрошает Наргозуев. - «Это не секрет, что фактическим владельцем авиакомпании «Итек Эйр» является глава социального фонда, экс-спикер парламента Марат Султанов. Он, конечно же, будет опровергать это, тем более что компания зарегистрирована на подставное лицо, ибо Марат Султанов, будучи государственным служащим, не имеет права заниматься частным бизнесом», - заявил Бегалы Наргозуев.

Представители авиакомпании «Итек эйр», в свою очередь, предполагают, что причиной крушения в Кыргызстане «Боинга-737» мог стать теракт. Заявление пресс-службы авиакомпании «Итек эйр» процитировало сегодня бишкекское информагентство «24.kg».

«Мы лишь предполагаем, что это, возможно, был теракт, потому что все наши самолеты, которые летают в Россию, [и] в город Ош, находятся в прекрасном техническом состоянии, - отметили в пресс-службе «Итек эйр». - А тут самолет, полный пассажиров, большая часть которых – иранцы… Понимаете?».

Напомним, другую версию - о падении вследствие разгерметизации салона самолета – еще ночью 24 августа озвучил советник президента Токтокучук Мамытов. Однако, по мнению депутата Бегалы Наргозуева, разгерметизация не могла привести к катастрофе.

«Сейчас говорят, что самолет рухнул, потому что, набрав высоту в 1500 метров, начал испытывать разгерметизацию, но любой авиатор вам скажет, что разгерметизация не ощущается до 4500 метров. Есть другая версия катастрофы - возгорание двигателя. Она выглядит наиболее реальной», - считает Бегалы Наргозуев.

В интервью газете «Московский комсомолец» ситуацию прокомментировал эксперт по авиационной безопасности и расследованию авиапроисшествий Валентин Николаев:

— Судя по тому, что датчик разгерметизации салона сработал через пять минут после взлета, и пилоты сразу приняли решение сажать самолет, высота могла составлять не более 500—600 метров. Причины разгерметизации могут быть разными. Основные — неплотное закрытие дверей (в этом “Боинге” их четыре), неплотное закрытие аварийных люков, их два. Причем аварийные люки могли “потревожить” и пассажиры. Кроме того, причиной разгерметизации могло послужить нарушение остекления в кабине пилотов. Но на такой высоте разгерметизация неощутима, а потому не могла стать причиной катастрофы.

«Самое печальное для меня в этой катастрофе», - продолжает Бегалы Наргозуев, - «это то, как вели себя члены экипажа и борт проводники. Мне стыдно за них. Вы знаете, что по этике члены экипажа должны предпринять все меря для спасения пассажиров и последними покидать борт в случае аварии. В нашем случае члены экипажа первыми покинули рухнувший самолет. Ужас также и в том, что были открыты только передние двери, а задние двери и аварийные выходы остались неоткрытыми. Не было попытки использовать так же тряпичный спасательный трап», - сказал наш собеседник.

Большие сомнения у Бегалы Наргозуева взывает также перспектива реального и объективного расследования причин авиакатастрофы под Бишкеком.

«Председателем рабочей комиссии [комиссия создана приказом министра транспорта Нурлана Сулайманова. - прим. ред.] по расследованию причин катастрофы назначили главу Департамента гражданской авиации Алика Аскарова. Это нонсенс, когда чиновника, заинтересованного в определенном результате расследования, назначают руководителем рабочей комиссии по авиакатастрофе! По идее, все руководство ДГА должно было быть отстраненно от исполнения должностных обязанностей – вплоть до конца расследования авиакатастрофы».

«Помните, когда в прошлом году в Нарыне рухнул «Як-40» с чиновниками на борту? Тогда руководство ДГА тоже вошло в состав комиссии по расследованию происшествия. Было вынесено заключение о том, что отказали оба двигателя. Хотя представители Ташкентского авиазавода, куда на экспертизу были отправлены двигатели от «Як-40», заявили, что двигатели работали до последнего, пока не сгорели в результате крушения», - заявляет Бегалы Наргозуев.