Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Латышские музыканты дадут в Ташкенте концерт органной музыки

17.11.2008 18:18 msk, Люция Расмус (Фергана.Ру)

Узбекистан Культура и искусство 

Вечером 17 ноября 2008 года в Органном зале Государственной Консерватории Узбекистана состоится единственный концерт Евгении Лисицыной (орган) и Сергея Егерса (контр-тенор). Сразу после концерта в столице Узбекистана музыканты уедут в столицу Казахстана – таким образом, у них будет возможность сравнить два роскошных органа, причем и в Ташкенте, и в Астане считают свой орган самым лучшим в Центральной Азии.

Надо сказать, что история «короля инструментов» в Узбекистане полна тайн и подчас трагических событий. Так, по свидетельству ташкентских старожилов, один из первых органов появился в Узбекистане ещё в 30-х годах прошлого века. Кто и когда его установил в евангелистско-лютеранской кирхе, и куда он потом подевался - никто уже не помнит. Правда, по другим источникам, орган в кирхе, построенной по проекту Александра Бенуа, был установлен в конце 1970-х, после того, как здание было передано ташкентской консерватории и по окончании реставрации стало использоваться как помещение для оперной студии. Но в любом случае, дальнейшая судьба инструмента осталась неизвестна.


Репетиция перед концертом. Фото ИА «Фергана.Ру»

В 1947 году решением правительства УССР (Украинской Советской Социалистической республики) Ташкентской консерватории был передан небольшой орган из Львова. Руководил перестановкой и реконструкцией органист А. Котляревский (в те годы проректор Ташкентской консерватории). Новый фасад органа был выполнен по проекту художника Гунина. Подарок братской Украины сгорел.

Затем в консерватории установили орган немецкой фирмы «Ойле». У этого инструмента тоже были нелёгкие времена, когда от разных воздействий были повреждены трубы и другие детали. В середине 1990-х годов посольство Германии спонсировало реставрационные работы, в течение нескольких месяцев мастера той самой фирмы «Ойле» реанимировали инструмент. Реставрация успешно завершилась под бравые аплодисменты дипломатов и музыкантов. Но после переезда консерватории в новое здание старый орган вновь остался без внимания, а ведь такие инструменты требуют постоянной заботы.

Знаменитая чехословацкая фирма «Ригер-Клосс» установила великолепный концертный орган в концертном зале «Бахор». Судьба этого «короля» была, мягко говоря, совсем не королевской – ведь его практически «растоптали» хрупкие девушки из танцевального ансамбля «Бахор», репетировавшие с таким энтузиазмом, что пыль на сцене стояла столбом. В конце концов, несчастный инструмент разобрали и отправили на склад музыкальной школы имени Р.Глиэра, где он пребывает и поныне – в безнадёжно жалком состоянии.


Евгения Лисицына и Сергей Егерс. Фото ИА «Фергана.Ру»

Однако на этом история выживания органа в Узбекистане не заканчивается. Благодаря Посольству Ватикана в Ташкенте появился орган в Римско-Католическом Храме. Да и в проекте новой Государственной Консерватории Узбекистана фигурировал Органный зал. Правда, после открытия нового здания он долго пустовал. Трудно сказать, сколько времени бы еще там не было органа, если бы не чувство здоровой конкуренции: в Казахстане проявили государственный интерес к органной музыке, и в июне 2005 года Нурсултан Назарбаев торжественно открыл Органный зал в Астане, а в сентябре того же года там прошел фестиваль органной музыки.

Заметим, что органные фестивали проходили в Казахстане и раньше – в Алматы. Вообще, история органной музыки в Казахстане началась в 1967 году. Именно тогда немецкой фирмой "Александр Шуке" (Потсдам) в Большом зале консерватории был установлен первый концертный орган. Спустя четыре года в одном из классов консерватории установили еще один орган - учебный. Третий орган чехословацкой «Ригер-Клосс» установили в 1988 году в концертном зале филармонии. Тем не менее, в Казахстане до 2005 года не было ни одного концертного зала, акустика которого подходила бы для органной музыки. Музыканты играли словно "в подушку": звук не тянется, не зависает, а затухает в пространстве. Но после открытия Органного зала в Астане и установки там инструмента легендарной немецкой фирмы «Хуго Майер» в Ташкенте заволновались.

В 2006 году для Государственной консерватории Узбекистана по заказу Министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистан немецкой фирмой «Solimpex е.К. Eisenbrth» был построен новый инструмент. По свидетельству специалистов, этот инструмент по ряду показателей - один из лучших в мире. По регистровым данным он является третьим в мире (первые два – в Германии и России). К тому же узбекский орган обладает рядом преимуществ, в частности, одинаково ярко звучит во всех регистрах, имеет разнообразную тембровую палитру, значительно удобнее в эксплуатации, оснащён самыми современными техническими средствами, а главное - приспособлен к местным климатическим условиям. Для установки этого инструмента потребовалась полная реконструкция Органного зала, изначально рассчитанного на более лёгкий орган.


Евангелическо-лютеранская кирха. Фото ИА «Фергана.Ру»

В прошлом году состоялась торжественная презентация нового инструмента. Его уникальные возможности постепенно раскрываются: как местным исполнителям, так и гастролирующим музыкантам, а главное – публике, неизменно заполняющей все места в небольшом для такого роскошного органа зале. Так будет и сегодня – на концерте латвийских музыкантов.

Надо отметить, что каждый из исполнителей, приглашённых в столицу Узбекистана Посольством Латвии по случаю Дня Независимости, уникален.

Имя Евгении Лисицыной хорошо знакомо нескольким поколениям любителей классической музыки и ассоциируется исключительно с всемирно известным органом

Домского собора в Риге, с которым органистка связала всю свою творческую жизнь.

Евгения Владимировна Лисицына – латвийская органистка российского происхождения.

Родилась в подмосковном городе Ступино в русской семье. С 1949 года жила вместе с семьёй на Урале, закончила музыкальную школу в Свердловске. Училась в Ленинградской консерватории как пианистка, однако, услышав во время поездки в Ригу орган Домского собора, перевелась в Латвийскую консерваторию в органный класс Николая Ванадзиня. В 1968 году получила вторую премию на Межреспубликанском конкурсе органистов имени Чюрлёниса.

Лисицына записала около 20 альбомов, в числе которых — её собственное переложение для органа концертов Антонио Вивальди «Времена года». Среди других аранжировок Лисицыной — «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского (версии для органа и фортепиано и для органа и ударных), Адажио для струнных Сэмюэла Барбера, «Сюита в старинном стиле» Альфреда Шнитке.

Гражданство Латвии предоставлено Евгении Лисицыной решением Парламента Латвии в 1995 году за особые заслуги перед государством

- Домский собор – лицо Риги. Он строился и перестраивался вместе с городом, горел и снова возрождался из пепла. Без него невозможно вообразить Ригу, - говорит Евгения. - А общение с органом – наслаждение! Это божественный инструмент, составляющий одно акустическое, смысловое, эмоциональное и философское целое со зданием, в котором живет.


Старая консерватория, ныне - колледж имени Хамзы. Фото ИА «Фергана.Ру»

Много лет она мечтала сыграть на Домском органе все органные произведения Баха. И осуществила свой замысел в период с 1999 по 2001 годы, посвятив цикл из 17-ти концертов 315-ой годовщине со дня рождения Баха и 800-летию Риги. Этот проект получил статус официального музыкального рекорда в знаменитой Книге Гиннеса.

Органистка сыграла свыше тысячи концертов в городах бывшего Советского Союза, а также во многих странах Европы – Германии, Италии, Бельгии, Франции. Неоднократно участвовала в международных органных фестивалях.

Сергей Егерс признан лучшим контр-тенором Прибалтики. «Восходящая оперная звезда, Жемчужный контр-тенор», так называют его латвийские СМИ, рассыпаясь в бесчисленных комплиментах в адрес финалиста престижного международного конкурса BBC в Уэльсе – Cardiff Singer of the World 2005. Он уже успел выпустить свой первый сольный диск, выступал в Англии, Финляндии, странах Прибалтики, в России, Германии, Великобритании, Новой Каледонии, Австралии и Новой Зеландии.

Люция Расмус