26 june 2024




Новости Центральной Азии

Таджикистан: В Хатлонской области целыми семьями умирают от туберкулеза

16.10.2008 11:18 msk, Фергана.Ру

Таджикистан

Как сообщает Азия-плюс, в ряде районов Хатлонской области Таджикистана бушует эпидемия туберкулеза.

Так, по словам жительницы села Карагоч С.Акобировой, на которую ссылается агентство, в кишлаке нет ни одной семьи, в которой не было бы больного туберкулезом, и «не проходит ни одного месяца, чтобы кто-нибудь не умер».

Перед въездом в кишлак, на окраине, растянулось кладбище с множеством свежих могил. По словам одного из местных жителей, теперь сельчане не собираются даже на пятничную молитву, в кишлаке остались одни старики, на дверях единственной мечети месяцами висит огромный замок.

«В течение последних четырех-пяти лет умерли одиннадцать членов нашей большой семьи, - рассказывает семидесятилетняя К.Носирова, которая почти ослепла от горя. - Все началось со смерти мужа. Потом умерли мои сыновья, дочь и внук. Все говорят, что это из-за воды. Не знаю. Когда-то этот дом был полон детей, но все они ушли в мир иной. Вот, посмотрите на мою десятилетнюю внучку Мавзуну. Она тоже больна». Болен туберкулезом и сын Носировой Султонджон: «Я уже шесть месяцев лечусь в республиканском центре Мачитон, - рассказывает он. - В нашем кишлаке чаще всего молодые ребята заболевают этой болезнью».

По словам другой жительницы села Д.Зумратовой, массово умирать от туберкулеза стали три-четыре года назад. Она рассказала, что в семье туберкулезом болеют трое, еще пять человек лежат в доме ее брата. «Когда-то у нас в семье было десять человек. За последние несколько лет шестеро погибли. Некоторые утверждают, что наши болезни из-за воды или из-за скота. Я лично так не думаю, - говорит Зумратова. - Потому что более сорока лет живу в этом кишлаке, почему же в прежние годы не было ни болезни, ни смерти?»

По информации Азии-плюс, во все времена самой главной проблемой Карагоча был доступ к питьевой воде. В советские годы кишлак насчитывал 30-40 хозяйств. По словам народного депутата от села Карагоч Саидамира Наботова, тогда здесь был источник питьевой воды. Сегодня в кишлаке проживают 83 семьи, а источника уже нет. Воду привозят из других селений. Хранят ее в двух-трехтонных бочках – емкостях из-под масла и бензина, большинство которых уже проржавели.

Несколько раз Наботов обращался за помощью в местные органы власти, но, по его словам, безрезультатно. Представитель Минздрава республики вместе с главврачом районной больницы и заведующим противотуберкулезного диспансера приезжали к ним с проверкой, привезли рентгенкабинет на колесах. Обследовали жителей и… уехали.

По словам заместителя председателя района Хамадони Н.Мукимовой, за семь месяцев 2008 года в районе зарегистрировано 104 больных туберкулезом. Местные власти не в состоянии выделить средства на лечение больных. А проблема с водой, возможно, решится только к 2013 году, к этому времени правительство Японии обещало обеспечить жителей кишлаков региона чистой водой.

Между тем, по мнению главврача районной санэпидстанции Джумабоя Салимова, причина заражения туберкулезом жителей этой местности заключается не в воде. «Мы взяли пробы в пяти источниках, и результаты были отрицательными. Единственная причина заражения жителей кишлака - это их скот или молоко, которые они получают ежедневно», - считает главврач СЭС.

По словам зампредседателя джамоата (хозяйства) Чубек района Хамадони О.Мирзоевой, больше всего больных туберкулезом зарегистрировано в кишлаках Карагоч, Бузахона и Окмазор. Например, в Окмазоре туберкулез выявлен у 229 человек, в Карагоче - у 38-ми. «Но нужно иметь в виду, что проверили мы далеко не всех. Многие сейчас просто выехали, кто за пределы республики, кто в Душанбе. Обследование прошли, наверное, лишь пятьдесят процентов населения», - полагает О.Мирзоева.






РЕКЛАМА