24 june 2024




Новости Центральной Азии

Узбекским журналистам рассказали о религиозном разнообразии в США

26.06.2009 13:06 msk, Фергана.Ру

Узбекистан

Филиппа Струм
Филиппа Струм
В Ташкенте в посольстве США в Узбекистане состоялась встреча журналистов с бывшим директором Международного научного центра им. Вудро Вильсона, ныне старшим научным сотрудником Центра, заслуженным профессором политических наук Бруклинского колледжа, доктором Филиппой Струм. Госпожа Струм посетила Самарканд, Бухару и Ферганскую долину с лекциями на тему «Религиозное разнообразие в США». В Ташкенте она намерена прочитать цикл лекций, первая из которых состоялась в американском посольстве.

Являясь политологом, доктор Струм специализируется на изучении деятельности правительства США, конституционного права, гражданских свобод и прав человека, а также роли женщин в правовой сфере и политике.

Открывая свою лекцию, госпожа Струм напомнила собравшимся, что США являются, пожалуй, самой религиозной страной из всех индустриально развитых государств мира, и что девяносто пять процентов американцев верят в Бога или, по ее выражению, в «универсальный дух». На фоне этого, проведенный в 2002 году опрос показал, что всего лишь у двадцати процентов немцев, двенадцати процентов японцев, одиннадцати процентов французов религия играет столь же важную роль в жизни.

Между тем, в США существуют сотни религиозных течений, триста тридцать пять тысяч религиозных обществ, двести пятнадцать теологических семинарий. Более того, Филиппа Струм подчеркнула, что в США в числе шестисот тысяч христианских и иудейских священнослужителей появляется все больше женщин.

Обращаясь к истории, госпожа Струм отметила, что изначально США представляли собой тринадцать колоний с различными течениями христианского толка. Основатели страны признали равноправие всех существующих на тот момент религиозных течений. Тогда же Конституцией было запрещено участие правительства в делах религии, что в свою очередь, защищало правительство от требований той или иной религиозной конфессии.

Таким образом, США являются страной, где нет официальной религии, и в то же время государство не остается равнодушным к существующим в нем сегодня многочисленным религиозным течениям, которые активно поддерживает и поощряет правительство. Религиозные организации освобождены от уплаты налогов на имущество. Причем, это касается в равной степени представителей всех религиозных конфессий.

Исследования показали, что, будучи весьма религиозными, американцы легко переходят из одного вероисповедания в другое. Так, до двадцати восьми процентов американцев по мере взросления изменяют свою религиозную принадлежность, а шестнадцать процентов населения Америки за последние годы перешло из христианства в другие религии.

Американцев отличает терпимость к любым вероисповеданиям, а в школах в обязательном порядке всегда отмечаются различные религиозные праздники. Относительно недавно в США начали повсеместно отмечать мусульманский праздник Рамазан, в котором принимают участие и многочисленные выходцы из Узбекистана. Законом также предусмотрено разрешение носить школьникам и студентам-христианам кресты, а мусульманским девушкам одеваться в хиджаб. Это же касается и представителей других религий, имеющих право на свободное применение религиозной атрибутики.

Индикатором религиозной терпимости американцев, по словам доктора Струм, является и то, что более чем одна треть из них имеет супруга или супругу другой религиозной принадлежности.

Самым важным на сегодняшний день показателем религиозного разнообразия США, по мнению госпожи Струм, является сам глубоко религиозный президент страны Барак Обама, отец которого был рожден мусульманином, но стал атеистом. Дедушка президента – не практикующий методист, а бабушка – бабтистка. Мама довольно скептически относящаяся к вопросам религии, всегда была, по словам Обамы, очень добрым и духовным человеком, и научила его относиться к другим так, как он хотел, чтобы относились к нему. В речах Обамы красной нитью проходит мысль о том, что кем бы ни были сегодняшние американцы, они уже никогда не будут сугубо христианской, еврейской, мусульманской, буддисткой, индуисткой нацией, или нацией неверующих, но являются нацией граждан, объединенных общими идеалами и ценностями, подчеркнула доктор Струм.

На вопрос, насколько сегодня изменилось отношение американцев к мусульманам, к которым, порой, обыватели без разбора относятся как к террористам, Филиппа Струм ответила, что проведенные опросы выявили случаи, когда представители других вероисповеданий, ранее не знакомые с мусульманами, проявляли негативизм по отношению к ним. В тоже время опрос показал, что среди молодых американцев до тридцати пяти лет по большому счету отсутствуют антимусульманские настроения. По мнению Филиппы Струм эти проблемы, возможно, связаны и с тем, что до недавнего времени Америкой руководили люди «старшего» поколения. Она выразила уверенность в том, что новая администрация США приложит все усилия для того, чтобы отношение к мусульманам изменилось в лучшую сторону, как в их стране, так и во всем мире.

Сегодня в Соединенных штатах около шести миллионов мусульман. И это приблизительные данные, поскольку в США запрещено напрямую спрашивать у человека, какого он вероисповедания. Опросы, проведенные частными компаниями, показывают, что двадцать пять процентов мусульман являются афроамериканцами.

Очень большое количество мусульман прибыло за последние тридцать лет в Соединенные Штаты из стран Южной Азии. Среди них много образованных людей, которые в настоящее время занимают высокие позиции в обществе. Это в равной мере относится как к мужчинам, так и к женщинам-мусульманкам, среди которых много адвокатов, докторов, профессоров, а так же независимых бизнес-леди.

На вопрос, есть ли в США запрещенные мусульманские организации, и что предпринимает правительство, обнаружив в стране членов этих организаций, госпожа Струм сказала, что правительство не может запретить какие бы то ни было организации, но людей замешанных в уголовных делах оно будет преследовать в судебном порядке. Правительство может сказать, что относится с подозрением к той или иной организации, но закрыть ее не может. Единственным исключением было то, что правительство США запретило деятельность некоторых благотворительных исламских организаций, поскольку обвинило их в финансовой помощи террористам. И это дело сейчас обсуждается в суде.

Одним из вопросов, заданных госпоже Струм, был вопрос, верит ли она, что на следующих выборах президентом США может стать не христианин, а, к примеру, иудей, мусульманин или атеист.

«Долгие годы никто не допускал мысли, что президентом США может быть католик, но Джон Кеннеди стал президентом. А два года тому назад мы и предположить не могли, что нынешним президентом станет афроамериканец. Так что, в будущем все возможно», – уверена Филиппа Струм.

Павел Кравец






РЕКЛАМА