Россия: В челябинском театре поставлен спектакль о похождениях Ходжи Насреддина
Первой постановкой, которую осуществил новый главный режиссер и художественный руководитель Челябинского ТЮЗа Владимир Оренов после своего назначения на этот пост, стал спектакль о похождениях Ходжи Насреддина – «Возмутитель спокойствия», сообщает веб-портал «Культура».
Как отмечает издание, режиссер принципиально отказался от чисто развлекательной версии жития Ходжи Насреддина, усложнив спектакль, введя туда серьезные темы, связывающие дореволюционную историю страны с сегодняшними реалиями, проблемы межнациональных отношений - с миролюбием народной мудрости.
Ходжа Насреддин - легендарный персонаж фольклора разных народов Средней Азии. Неуловимый для врагов, остроумный и неунывающий, сильный духом, защитник слабых и обиженных, Ходжа Насреддин олицетворяет надежду на торжество справедливости и добра.
Пьеса, по которой поставлен спектакль, написана Юлией Мариновой по двум знаменитым книгам Леонида Соловьева - «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц». Первая повесть увидела свет в 1940 году, в разгар сталинских репрессий, что невероятно, ибо трудно представить себе более смелую, свободолюбивую, противостоящую всякому деспотизму книгу, чем «Возмутитель спокойствия», отмечает веб-портал «Культура». Впрочем, «Очарованного принца» автор напишет уже в лагере.
В спектакле Ходжу Насреддина играют по очереди шесть актеров, двое из которых - женщины, причем все, перевоплощаясь в Насреддина, надевают на лицо маску с рыжими волосами, густыми бровями и большим носом. Эта достоверно-этническая, профессиональная принадлежность маскарабоза - артиста площадного театра и цирка в Средней Азии тысячелетней давности, - была изготовлена специально для спектакля.
На сцене создан восточный колорит: тянутся ввысь минареты, шумный восточный базар раскидывает многоцветную роскошь узорчатых ковров, плодов и фруктов, и в центр этого великолепия важно вступает настоящий, холеный, живой верблюд.
Спектакль предваряет своеобразная увертюра - еще у входа в здание театра узбеки-музыканты в национальных одеждах завлекают гостей игрой на дутарах и дойрах - народных инструментах, тут же, рядом, готовится плов, им угощают всех желающих. Помощь в проведении этих акций и создании спектакля оказали узбекский культурный центр «Бобур» и ансамбль народных узбекских инструментов. Стоит отметить, что специально для спектакля актеры осваивали игру на карнае, а артист, играющий роль горшечника, овладел ремеслом гончара.