Художники Узбекистана и Австрии возрождают искусство печатной графики
7 августа 2008 года в Галерее изобразительного искусства Национального банка Узбекистана (НБУ) открылась выставка «Обмен взглядами». В экспозиции представлены графические работы четырех художников - Эвы Хершлэгер (Австрия), Биргитты Мэрл (Австрия), Николая Пака (Узбекистан) и Евгения Пака (Узбекистан).
Автор - Биргитта Мэрл
Об истории межкультурного диалога двух стран в интервью корреспонденту информагентства «Фергана.Ру» рассказал Евгений Пак.
- В 2006 году моего отца – художника Николая Пака - пригласили в Киргизию на симпозиум, который проводился в рамках программы по обмену опытом графиков-печатников, художников Австрии и центрально-азиатских стран – Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркменистана.
Инициаторы этой программы – супруги Эва и Руди Хершлэгер из Австрии. Они пытаются возродить интерес к искусству графики в регионе Центральной Азии. В сегодняшнем мире людей, увлекающихся графикой, чрезвычайно мало. А ведь история графических техник – офорта, литографии, линогравюры - насчитывает не одно столетие. Техника офорта была изобретена в XVI веке. Одним из признанных мастеров гравюры на металле был Рембрандт, создавший около двухсот офортов.
Однажды неподалеку от Дуная, в небольшой деревушке Вальзее Руди Хершлэгер купил здание старого отеля, предназначенного под снос, и создал свою мастерскую «Уферштекль». С 2002 года Эва и Руди приглашают в свою летнюю мастерскую художников из разных стран, подыскивая для этого спонсоров. В прошлом году одним из таких приглашенных художников (artist-in-residence) стал мой отец. В течение двух месяцев он жил и работал вместе с коллегами из разных стран мира, принял участие в симпозиуме в Линце. После этой встречи было решено продолжить общение в Ташкенте. Чуть больше месяца назад к нам приехала Биргитта Мэрл. К сожалению, Эва Хершлэгер не смогла прибыть на открытие выставки.
Автор – Николай Пак
- Кто финансировал приезд австрийской художницы?
- Биргитта приехала на свои деньги. Она пишет диссертацию по современному искусству, а в ее творческом арсенале - групповые и персональные выставки в Австрии, Германии, Новой Зеландии, Дании, Швеции, Италии, Нидерландах, Франции и вот теперь – в Узбекистане.
- Вчера Вы с Биргиттой побывали в Самарканде. Какие впечатления остались у гостьи?
- Ей все понравилось. Куда бы мы ни пришли, везде нас встречали гиды. Но то, что они рассказывали, по словам Биргитты, есть в книгах. Ее больше интересовала атмосфера древних памятников, она просто молча сидела и «постигала старину».
- Выставка называется «Обмен взглядами». Насколько они разные – ваши взгляды?
- Очень разные. Биргитта общалась со многими людьми и сразу отметила то, что все ее собеседники откладывают все на «потом». Сама Биргитта очень конкретный человек, она сразу предлагает конкретные проекты и планы.
- Выставка открыта. Что дальше?
- В субботу Биргитта поедет в Бухару, ее будет сопровождать съемочная группа узбекского телевидения. Биргитта планирует забрать некоторые из наших работ в Австрию и приглашает нас организовать выставку уже там. Но самым главным перспективным проектом является проведение симпозиума по обмену графиков-печатников, художников Австрии и центрально-азиатских стран в Узбекистане. Подобные симпозиумы уже прошли в Казахстане, Таджикистане и Киргизии. Надеюсь, у нас все получится.
Биргитта Мэрл в Узбекистане. Фото «Фергана.Ру»
Выставка организована при содействии МИДа Австрии, при спонсорской поддержке австрийского города Линц и Галереи изобразительного искусства НБУ.
Люция Расмус