26 june 2024




Новости Центральной Азии

Узбекистан: В Ташкентском Доме фотографии открывается выставка «Ноосфера»

14.08.2008 10:45 msk, Люция Расмус

Узбекистан

14 августа Ташкентский Дом фотографии (ТДФ) открывает художественную выставку «Ноосфера». В интервью корреспонденту «Ферганы.Ру» о новой выставке в ТДФ рассказал историк фотографии Борис Голендер:

Фото © Шахнозы Каримбабаевой
Фото © Шахнозы Каримбабаевой

- Ноосфера - это та самая сфера вокруг планеты нашей, где происходят все события, связанные с жизнью. То есть, космос - он очень велик, и мы только верим (к сожалению, наука пока ответить на этот вопрос не смогла), что разум, разумная жизнь, а, следовательно, и искусство – оно существует безгранично во всех просторах Вселенной. Впервые это учение обосновал замечательный учёный старшего поколения Вернадский. Он вообще-то геохимик был. Но он обратил внимание, на то, что происходит на нашей планете, где мы можем говорить об искусстве, о технике, о цивилизации и т.д. – это такой небольшой слой вокруг планеты, где собственно это всё и концентрируется. И мы думаем, что искусство тоже точно так же концентрируется в очень небольшом, но очень важном слое, и вот этот слой мы и попытались показать средствами инсталляции, живописи и фотоискусства.

Современная наука понимает под словом «Ноосфера» - область жизни, где хаос Вселенной приобретает новый порядок и новые качества благодаря деятельности живого. Эта часть Вселенной имеет главное значение для осмысления места Человека и Цивилизации окружающего нас мира. Искусство как эманация цивилизации только в последнее столетие обратилось к отображению ноосферы, как некой сущности бытия, но при этом, не сразу, и неоднозначно было в этих своих проявлениях понято обществом.

Фото © Турсуна Али
Фото © Турсуна Али

Ортодоксы в 20 веке навешивали на эти произведения всевозможные ярлыки, которые под влиянием всевозможных различных, политических систем приобретали то положительные, то отрицательные оттенки и зачастую дезориентировали зрителя.

Но по большому счету, новое искусство, в том числе и неоднократно обруганный сюрреализм, необычность его формы и содержания призваны не отпугивать, а дисциплинировать зрителя, заставлять его задумываться о кардинальных вопросах бытия.

Произведения этого вида искусства могут быть традиционными по форме и необычными по содержанию, такими как картины ташкентца Владимира Финкильштейна. Его работы направлены на эрудированность, эмоциональность зрителя, на способность к ассоциативному мышлению и желание создавать какие-то необычные образы, имеющие своей основой внутреннее биологическое осмысление личности или, скажем, сновидения.

Фото © Владимира Жирнова
Фото © Владимира Жирнова

Совсем другое направление представляют новаторские работы Галины Никитиной. Используя самые обычные материалы, детское восприятие действительности, нетрадиционный подход к самым обычным темам, она предлагает зрителю сконцентрироваться на вещах обыденных. Автор транспонирует, казалось бы, обычные понятия в глубокую философию и одновременно взывает к памяти человека, чтобы выявить эмоциональные взрывы его прошлого и присоединить энергию зрителя к энергии художника для достижения, большего эффекта.

Закономерно, что выставка «Ноосфера» проходит в Доме Фотографии, потому что фотоискусство, расцвет которого приходится как раз на XX век, в концентрированном виде воплотило в себе основы нового искусства, искусства Ноосферы. Мастера фотодела постоянно используют всевозможные художественные приёмы и ухищрения для внесения в свои произведения интуитивного начала, что и делает фотографию искусством. Возможности фотоэтюда как сюрреалистического вида искусства ярко продемонстрированы в снимках Ш.Каримбабаевой, Турсун Али и В.Жирнова.

Хрупкость мира ноосферы ярко видна в великолепных фотографиях водопадов Ш.Каримбабаевой, но одновременно ведь эта вода, без которой невозможна никакая жизнь.

Фото © Шахнозы Каримбабаевой
Фото © Шахнозы Каримбабаевой

Замечу такое очень важное качество: в произведениях искусства, обычно показываемых на биеналле, чаще всего отсутствует разум и присутствует интуиция. Известно, что когда произведение делается исключительно с точки зрения разума, то, как правило, высокохудожественным оно не получается. Вот, например, искусство фотографии – это очень часто эмоциональное искусство, потому что фотографы, они из окружающего мира благодаря своему восприятию выхватывают такие моменты и показывают нам, которые на их взгляд и выражают сущность окружающего мира. Вот это самое дело и есть предмет рассмотрения на биеналле всегда. Поэтому немножко такие с сумасшедшинкой произведения там показываются иногда. И вот здесь мы попытались показать как раз эту часть фотоискусства, инсталляции и живописи.

Фото © Владимира Жирнова
Фото © Владимира Жирнова

Спектр эмоций, возникающий у зрителя при виде каждой работы, представленной на выставке, несёт в себе определённую долю недосказанности и загадки. Но любой неравнодушный зритель вынесет из своего знакомства с экспонатами выставки огромный творческий заряд.

Люция Расмус






РЕКЛАМА